Практика колядования существовала ещё на языческой Руси. Тогда несложные песни были посвящены языческому культу плодородия, колядки такого типа называются «посевными».
После крещения Руси эта традиция осталась, но теперь колядки стали «христославными» - повествовали о рождении Христа и были сложнее в музыкальном плане.
Переход от языческих к православным колядкам произошёл не сразу, языческие традиции просматриваются в некоторых народных обычаях празднования Старого Нового года.
Несмотря на память православного святого, колядование в этот день шло по вполне языческому обряду: рано утром в дом прибегали дети, бросали в иконы зерно, гоготали как гуси, изображали домашних животных, — все это, по языческим представлениям, способствовало плодородию.
Смысл такого переодевания также архаичный: переодетый нечистью колядовщик олицетворял мертвеца, предка, который помогал «плодородию». Как правило, одевались так именно на Старый Новый год, 14 января, и исполняли в этом случае исключительно посевные, то есть языческие колядки.
Однако в некоторых местах «новогодних» колядовщиков не пускали в дом, а одаривали угощениями за порогом или через окно. Кроме того тем, кто на Святки ходил в «личине», полагалось обязательно окунуться на Крещение в «иордани» — специально вырубленной в реке и освященной проруби: смыть грех. «Христославных» колядовщиков, напротив, приглашали в избы.
В отличие от переодевания в личины, «христославные» колядовщики ходили шествием с Вифлеемской звездой, что олицетворяло поклонение волхвов Младенцу Христу и сопровождалось пением рождественских колядок и тропаря Рождества. Существуют христославные колядки, которые не содержат рождественских сюжетов, а только пожелания благополучия и богатства.
В современной России обычай колядовать ушел в прошлое, в городах эта традиция реализуется только в театрализованной форме, а в сельской местности еще поддерживается старшим поколением.
Ассамблея народов России поддерживает региональные организации, ведущие большую просветительскую работу с молодежью, рассказывающие о традициях предков и религиозных обычаях народов нашей многонациональной Родины.