Общероссийская общественно-государственная организация
Разговор о важном с учителями

Разговор о важном с учителями

13 июля 2023

Вместе с гостями мы обсуждали ценность гражданской позиции и патриотизма, а также роль учителя в становлении личности ученика.

Разговор о важном с учителями

Во время «Открытого урока» с учителями, проведенного в рамках проекта Ассамблеи народов России «БлагоДарю, Учитель!» во Всероссийской государственной библиотеке иностранной литературы имени М.И. Рудомино (Культура.РФlive), состоялось всестороннее обсуждение таких серьезных и актуальных тем, как формирование у учеников гражданской позиции, долга перед Родиной, собственных убеждений, а также роль авторитета и статуса учителя в нашей стране, его ответственности за воспитание нового поколения. 

Участник нашей программы Ольга Борисовна Дружинина, учитель в шестом поколении, проработавшая 20 лет на Украине и преподававшая там русский язык и литературу, отметила, что патриотизм начинается с изучения и понимания истории страны, а гражданская позиция – с истоков, из  семьи. Человек должен знать историю своей Родины, благодаря этому начинает складываться гражданская позиция. Надо воспитывать детей на живых примерах. «Я надеюсь, что большинство выберет путь нашей доблестной армии, которая сегодня делает все, что возможно, для нашей победы, а мы должны её поддержать, воспитывая ребят и объясняя им, что такое хорошо, а что такое плохо», - подвела итог Ольга Борисовна. Учитель должен всячески поддерживать это устремление, вдохновляя и направляя ученика на правильный путь. 

Но что делать, если родители не разделяют позицию школы? Ольга Борисовна прокомментировала: «Ничего не надо отрицать, не надо спорить, нужно иметь собственные убеждения и отстаивать их. Если ты авторитетен, за тобой пойдут твои ученики. Маленький человек будет выбирать между тем, что говорят дома, и в школе. Если мы сумеем убедить его, не принуждая, то победа будет за нами!» Важно сохранить дружескую и уважительную атмосферу в коллективе, даже если каждый остается при своем мнении. 

Преподаватель по новогреческому языку Ольга Павловна Таран отмечает, что сегодня школьная система наполнена мероприятиями по патриотическому воспитанию учеников, включая уроки истории, начальную военную подготовку, разговоры о важном. И всё это направлено на построение патриотической атмосферы в классе. Но всё это – ничто, если сам учитель не патриот, не разбирается хорошо в истории и не умеет объяснить детям политические события, которые происходят сейчас. 

Также она отметила, что после начала специальной военной операции учителям иностранных языков стало работать труднее. «Сложно говорить о величии греческого языка или об исторических событиях, когда мы наблюдаем, что Греция передает танки Украине. И тоже самое, делают Соединенные Штаты или Британия. Учитель должен преподавать языки, тех стран, которые нам не дружественны», - поясняет Ольга Павловна.

Вместе с тем, язык – это та система, которая сложилась на протяжении 1000-летия, система, овладевая которой, можно понять способ мышления гражданина другой страны. В настоящее время в «недружественных странах» происходят попытки отмены русской культуры. Несмотря на то, что многие страны сегодня нам недружественны, нельзя  прекращать изучение  иностранных языков и лишать себя возможности понимать наших оппонентов. 

Вера Владимировна Воробьёва, учитель истории, затронула вопрос о проблеме образования в мире.
Она считает, что во многих странах система образования ориентирована на самых замотивированных, сильных учеников. Так построены критерии оценки школы и в нашей стране, а это неверно, и привело к появлению «полукультурного» населения, малообразованных носителей молодёжной субкультуры. И всё, что мы наблюдаем сегодня, – результат данной системы образования. 

В Советском Союзе от учителя требовалось научить каждого, даже самого слабого ученика, дать ему необходимое базовое образование. Вот в чём разница между советской системой образования, где должны научить каждого, даже самого слабого, с точки зрения восприятия знаний, ребенка, поднять его на общий требуемый уровень, и сегодняшней.

В настоящее время, в частных школах принята 100-бальная система оценки для победителей олимпиад и призёров конкурсов, в то время, как критерии для остальных учеников не выстроены. «Упустили процесс образования и за критерии оценки взяли недопустимые показатели. Очевидно, что те, кто хорошо мотивирован, и так будут прилежно учиться. Необходимо вырабатывать систему, которая даст знания каждому ребенку», - считает Вера Владимировна.

В обсуждении роли учителя в становлении личности ученика, Людмила Егоровна Евсегнеева высказала позицию, что, прежде всего, в каждом учителе должны быть такие качества как доверие, желание помочь ребенку, поддержать его, тем самым взращивая личность и формируя жизненную позицию. 

Людмила Егоровна организовала поэтический клуб «Солнечный город» и в течение нескольких лет написала 3 авторских сборника, а также является соавтором 13-ти сборников стихов. Многие её произведение посвящены учителю, и одно из них – «Учитель – это навсегда», как нельзя лучше отражает миссию УЧИТЕЛЯ:

Любому школа открывает двери.
Но вот не каждый может оправдать
То самое высокое доверие
Учителем не каждый может стать. 

Тут не помогут корочки диплома,
Его не так уж сложно получить.
Здесь действует простая аксиома
Учителем возможно только быть! 

И это не прописано в законе
Что значит «быть» и почему «не быть»?
Учитель детские сердца берет в ладони.
Ему доверено их бережно хранить. 

А жизнь идет, и время отдохнуть бы.
Учитель так не может – он в строю.
А рядом с ним шагают чьи-то судьбы,
Которым он отдал судьбу свою. 

Он счастлив, зная, что по свету ходит
Его тепло, что он отдал тогда.
Учитель никогда из школы не уходит.
Он остается в школе навсегда. 

Ничто не вечно, это каждый знает.
Но жизнь за всё оценки ставит нам.
Учитель – это тот, кто оставляет
Все знания своим ученикам. 

Он ловит жизни каждое мгновенье,
И высшая награда для него
Признанье молодого поколения,
Что в будущем оценит труд его. 

Он знает цену каждого упрека.
И ставит минус, незачет себе.
Но никогда, ни одного урока
Он не дает наперекор судьбе. 

Она таких, как он, сама находит,
И с ним неразделима никогда.
Поэтому учитель не уходит
Он остается в школе навсегда.

Стоит помнить, всему, что необходимо знать, научить нельзя, учитель может сделать только одно — указать дорогу. 

Посмотреть запись прямой трансляции встречи можно по ссылке:
https://www.culture.ru/live/broadcast/58670/otkrytyi-urok-s-uchitelyami-v-ramkakh-proekta-blagodaryu-uchitel

Фотогалерея